Сибирские списки Абалакской иконы интересны не сходством, а различиями, считают исследователи

Многообразие списков Абалакской иконы Божией матери доказывает факт, что икона была особо почитаемой на всей территории Сибири, считает сотрудница Института гуманитарных исследований ТюмГУ Алена Левченко.

По  ее словам, в зависимости от типологии исследователи выделяют несколько групп списков иконы. Изображения на них варьируются в зависимости от местных традиций. Например, на омских иконах традиционный для икон мафорий Пресвятой Богородицы (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят —  элемент древней одежды сирийских женщин) заменен на кружевной плат, который носили русские сибирячки.

На курганских списках изображение плата иногда заменяли венцом, расшитого жемчугом и самоцветами. Сорочку Богомладенца также вышивали жемчугом, а очертаниям нимбов придавали орнаментальный характер. Также на одном из курганских списков видны следы узорчатого периметрического орнамента и нимба, вероятно при реставрации просто

По манере иконописи ученые особенно выделяют направления мастерских Сергея Багишева и Иосифа Хлопотова, которые были распространены на территории Урало-Сибирского региона. В самой же Тюмени в ХIХ — начале ХХ века была известна мастерская М. С. Караваева. Большую часть из выполняемых здесь икон занимали иконы полупрофессионального, но добротного письма с лаконичными композициями, без дробной детализации, с обобщенными силуэтами, четкими замкнутыми контурами, рельефным наложением красок локальными пятнами.

Кроме того, имеются и нередкие списки, выполненные не профессиональными иконописцами,  а крестьянами: ямщиками, гончарами, плотниками, которых называли богомазами. Такие иконы до сих пор носят название народных. Их писали в свободное от работы время не по канонам традиционной иконописи, а по на основе народных представлений о Христе, Богоматери, апостолах, библейских героях и местных святых. Сходство этих икон в условности форм, упрощенной технологии изготовления иконы, технике письма.

Ограничено было и количество красок. Например, охрой разных оттенков писались «краснушки», преимущественно темными и черными красками – «чернушки». Из разноцветных выделяются «полосатые» иконы: фоны на них, как в среднике, так и в клеймах выполнялись в два цвета. Верхнюю часть обычно писали светлой краской – желтой, напоминающей золото – как изображение небесного мира; нижнюю часть – темными тонами, которые олицетворяли мир земной.

Всего исследователи выделяют более ста списков Абалакской иконы со своими особенностями и манерой письма. Но главное в них остается единым: изображение по сторонам от Божией Матери молящихся ей святых Николая Чудотворца и Марии Египетской.

Напомним, в регионе продолжается акция по поиску оригинала Абалакской иконы Божией матери, написанной  в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом кафедрального собора Матфием. Для оперативного обмена информацией в рамках акции созданы  сайт и группа в социальной сети.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *