История иконы Абалакской Божией матери вошла в роман «Тобол» Алексея Иванова

Абалакскую икону Божией Матери Знамение сибиряки почитали больше всех святынь, считает писатель Алексей Иванов. Об этом он пишет в романе «Тобол. Много званых».

Об иконе упоминается, когда писатель рассказывает о празднике Крещения под Тобольском в 1714 году. Речь идет об оригинале, так как икона была написана в 1637 году и в это время находилась в храме.

«Для праздника на Иртыше делали прорубь-иордань и освящали ее чудотворной иконой Божией Матери  Знамение. Икона жила в Знаменском соборе большого села Абалак; село отстояло от Тобольска на двадцать верст вверх по Иртышу. Абалакский образ приносили дважды в год – в середине лета и в январе. Летний крестный ход полвека назад учредил архиепископ Корнилий: Богородица тогда избавила город от долгого ливня, размывшего поля и покосы. А зимой тревожить святыню затеял митрополит Игнатий. При нем в Абалаке достроили каменный собор о пяти главах, и самолюбивый митрополит решил, что теперь может просить чудотворницу о приезде на Крещение. Когда Игнатий в первый раз привез икону в санях по льду Иртыша. Семен Ульянович (Ремезов – прим.) с богомазами Софийского двора для воеводы Нарышкина расписал золотом и красками выносную сень над иорданью», — говорится в книге.

Здесь же Алексей Иванов рассказывает историю появления иконы.

«Все началось восемьдесят лет назад, когда вдове Марии с Абалакского погоста во сне четыре раза явились три иконы с ликами Богоматери, Николая и Марии Египетской. И Богоматерь четырежды велела вдове объявить людям, что надо возвести новый храм. Вдова рассказала о своем видении архиепископу нектарию. Нектарий внял божьей воле и затеял строительство. А в Тобольске в это время лежал в расслаблении некий крестьянин Евфимий. Почитаемый в народе нищий Павел сообщил Евфимию: он исцелится, ежели закажет в строящийся храм новый храмовый образ. Евфимий сразу обратился к лучшему иконописцу Сибири – Матвею, протодьякону софийского собора. Матвей согласился. Пока он работал, к Евфимию вернулось здоровье. Так вот сразу появилась чудотворность абалакской иконы», — пишет он.

Продолжает повествование размышление семена Ремезова об особенностях иконы:

«В Сибири образ из Абалака народ почитал более всех святынь, но Семен Ульянович понимал, что в истории этого образа, увы, нет ничего сибирского. Такое могло произойти в Холмогорах, Смоленске или Твери. Что ж, матери везде любят своих детей одинаково. А род от рода отличен по сынам».

Напомним, оригинал иконы утрачен, но поиск ее продолжается. Есть несколько версий, где может находиться чудотворная икона, но пока ни одна из них не подтвердилась. Для оперативного обмена информацией в рамках акции созданы  сайт и группа в социальной сети.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *